Однажды ребёнок получает в подарок игрушку. Курочку, человечка с чемоданом, обезьянку. Игрушка не совсем обычная. Вместе с ней дарят ключик, блестящий или чёрный, металлический, в общем.
Если попробовать представиться себя ребёнком, или вспомнить, как это было с нами, ныне взрослыми… Вряд ли мы тогда чётко формулировали мысли: «Вот игрушка. Внутри механизм. Он заводится ключом». Сначала ребёнок держит просто игрушку. И это само по себе уже много. Она новая. Её бы рассмотреть. К какой-нибудь игре приспособить. И тут взрослые достают этот самый ключ, поворачивают его, и начинается волшебство: курочка клюёт зёрна, человечек с чемоданом идёт.
Взрослые показывают, как заводить игрушку. Сначала ключ поворачивается легко, потом завод становится туже, приходится применять усилие. И осторожность. Навыки, которые пригодятся нам в жизни, в конце концов, ключом надо попасть в отверстие — лучшее упражнение для ребёнка в координации и точности, когда пальчики ещё не совсем справляются со шнурками. Ключ повёрнут в механизме, и происходит чудо. Обезьяна кувыркается, кот приветственно качает головой и мурлычет, совсем, как настоящий. В это время мы заворожено следили за действием. Представление не надоедало. Завораживало.
Потом мы рассматривали игрушки. У человечка оказывалось четыре ноги. У обезьянки передние лапы поднимались до определённого предела. А кот не раскачивал головой без завода. Настало время обратиться за объяснениями к взрослым. Почему у человечка четыре ноги, а когда он идёт, то кажется, что две? Почему обезьяна кувыркается только определённое количество раз? И почему кот, если его не заводить, не мурлычет? Ребёнок внимательно слушает. А потом рассматривает игрушку, чтобы понять — как всё-таки это происходит? Невозможно сопротивляться желанию попробовать вращать ноги человечку самому, вне действия механизма, подёргать обезьяну за лапы, заглянуть внутрь курочке, в зазоры между туловищем и лапами. И, конечно же, какая-то из игрушек пострадает от этого любопытства. Или от перезавода, когда доверят ключ ребёнку, чтобы завести самому. Или от попытки обойтись без ключа и повернуть лапы обезьяне вручную. Появляется горький опыт — механизм хрупок, если сломать, игрушка становится неподвижной. А кот больше не мурлычет. Вот так происходит первое знакомство с механизмами, понимание об их полезности, о том, как надо с ними обращаться и доброе отношение к ним, — то волшебство, привитое в детстве, наверное, сопровождает нас всю жизнь.
Если попробовать представиться себя ребёнком, или вспомнить, как это было с нами, ныне взрослыми… Вряд ли мы тогда чётко формулировали мысли: «Вот игрушка. Внутри механизм. Он заводится ключом». Сначала ребёнок держит просто игрушку. И это само по себе уже много. Она новая. Её бы рассмотреть. К какой-нибудь игре приспособить. И тут взрослые достают этот самый ключ, поворачивают его, и начинается волшебство: курочка клюёт зёрна, человечек с чемоданом идёт.
Взрослые показывают, как заводить игрушку. Сначала ключ поворачивается легко, потом завод становится туже, приходится применять усилие. И осторожность. Навыки, которые пригодятся нам в жизни, в конце концов, ключом надо попасть в отверстие — лучшее упражнение для ребёнка в координации и точности, когда пальчики ещё не совсем справляются со шнурками. Ключ повёрнут в механизме, и происходит чудо. Обезьяна кувыркается, кот приветственно качает головой и мурлычет, совсем, как настоящий. В это время мы заворожено следили за действием. Представление не надоедало. Завораживало.
Потом мы рассматривали игрушки. У человечка оказывалось четыре ноги. У обезьянки передние лапы поднимались до определённого предела. А кот не раскачивал головой без завода. Настало время обратиться за объяснениями к взрослым. Почему у человечка четыре ноги, а когда он идёт, то кажется, что две? Почему обезьяна кувыркается только определённое количество раз? И почему кот, если его не заводить, не мурлычет? Ребёнок внимательно слушает. А потом рассматривает игрушку, чтобы понять — как всё-таки это происходит? Невозможно сопротивляться желанию попробовать вращать ноги человечку самому, вне действия механизма, подёргать обезьяну за лапы, заглянуть внутрь курочке, в зазоры между туловищем и лапами. И, конечно же, какая-то из игрушек пострадает от этого любопытства. Или от перезавода, когда доверят ключ ребёнку, чтобы завести самому. Или от попытки обойтись без ключа и повернуть лапы обезьяне вручную. Появляется горький опыт — механизм хрупок, если сломать, игрушка становится неподвижной. А кот больше не мурлычет. Вот так происходит первое знакомство с механизмами, понимание об их полезности, о том, как надо с ними обращаться и доброе отношение к ним, — то волшебство, привитое в детстве, наверное, сопровождает нас всю жизнь.