Проверка механической памяти
1. Взрослый называет ребенку любые пары слов.
Например: зеркало – стул, кошка – книга, потолок – улица, рыба – мяч и т.д. после этого взрослый называет первые слова из этих пар, а ребенок – вторые, какие запомнил. Очень хорошо, если ребенок запомнит половину пар.
2. Взрослый читает цепочку слов, ребенок должен повторить ее как запомнил.
Допускается 2-3 ошибки.
Например:
- собака – рыба – зонт – мячик - карандаш
- кукла – ящик – машина – яблоко – береза
- стол – роза – книга – суп – груша
Проверка зрительной памяти.
1. Взрослый показывает ребенку рисунок с изображением различных геометрических фигур. Предлагает ребенку в течение 30 секунд рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем показывает другой рисунок, на котором изображены те же фигуры и плюс еще шесть новых фигур. Ребенок должен показать фигуры, которые были изображены на первом листе бумаги.
2. Ребенку предлагается в течение одной минуты рассмотреть рисунок с изображением десяти различных предметов. Затем рисунок убирается, а ребенок должен назвать эти предметы. ( норма – если ребенок назовет 7-8 предметов из 10)
Проверка слуховой памяти.
1. Взрослый читает ребенку список из десяти любых слов.
(например: яблоко, платье, шкаф, ветер, ручка, апельсин, муха, стол, телефон, медведь).
Затем ребенок должен повторить эти слова в любом порядке. Нормальный результат, если ребенок повторит 5 – 6 слов.
2. Взрослый читает ребенку список из 10 словосочетаний.
Например:
- стол стоит
- муха летит
- медведь спит
- цветы цветут
- ветер дует
- врач лечит
- машина едет
- вода течет
- бабушка спит
- мальчик рисует
Предложить ребенку повторить, что он запомнил. Норма, если ребенок назовет 5 – 6 словосочетаний.
Проверка смысловой памяти.
1. Взрослый читает ребенку предложения.
Например:
- Девочка читает книгу
- мама готовит обед
- мальчик учит уроки
- в саду поспели яблоки
- корабль плывет по реке.
Взрослый может прочитать предложения 2 – 3 раза.
Ребенок должен повторить предложения, которые запомнил.
2. Взрослый читает ребенку пары слов.
- Сапоги – нога
- Заяц – лес
- зима – снег
- небо – самолет
- рыба – река
- свекла – огород
- корова – молоко
- пирог – мука
- луг - цветы
- буквы - книга
После этого взрослый называет первые слова, а ребенок должен назвать парные к ним слова, которые были прочитаны взрослым. Допускается 1-2 ошибки.
3. Взрослый читает словосочетания:
- собака лает
- машина едет
- солнце светит
- самолет летит
- девочка играет
- мама стирает
- дедушка читает
- лед тает
- дети играют
- яблоня цветет
Затем читает только первые слова, а ребенок по памяти договаривает вторые.
Произношение звуков родного языка.
1. Подобрать картинки, в названии которых есть один и тот же звук в разных позициях (в начале, середине и конце слова). Ребенок должен назвать предметы, изображенные на картинках. Помните, что для звонких звуков (б, в, г, д, ж. з) позиция в конце слова отсутствует. Поэтому картинок на эти звуки будет не три, а две.
2. Различение звуков.
Картинки с изображением разных предметов положите перед ребенком. Не глядя на картинки, прикрыв рот или отвернувшись, взрослый называет предметы, а ребенок показывает картинку, не называя ее.
Если у ребенка есть нарушения различения звуков на слух, вы заметите это во время тестирования. Нервозность, частые ошибки, неуверенность в себе – эти признаки свидетельствуют о недостаточно высоком уровне слухового различения.
Словарный запас
1. Обобщающие слова
Предложите ребенку назвать , какие он знает : фрукты, овощи, ягоды, грибы, одежду, диких и домашних животных, насекомых, мебель, виды транспорта, инструменты, посуду, обувь, птиц, деревья, канцелярские принадлежности, игрушки, цветы.
2. Признак предмета.
Предложите ребенку сказать каким может быть данный предмет (яблоко -круглое, красное, сочное, спелое, сладкое, садовое)
Предложите подобрать признаки к разным предметам:
- собака, стол, глаза, река, машина, топор, дерево и т.д.
3. Подобрать слова, близкие по смыслу.
Взрослый называет слово, а ребенок называет близкие по смыслу слова.
Смелый (храбрый, бесстрашный, бравый, отважный, героический).
Красивый (привлекательный, симпатичный, хорошенький).
Большой (огромный, громадный, гигантский, здоровенный, объемистый).
Ласковый ( нежный, внимательный, заботливый, приветливый).
Умный (мудрый, разумный, рассудительный, понятливый, смекалистый).
4. Предложите ребенку подобрать слова, противоположные по смыслу.
Веселый – грустный, горький – сладкий, сытый – голодный, мягкий – жесткий, сильный – слабый, узкий – широкий, толстый – тонкий, старый – молодой и т.д.
Грамматический строй речи.
1. Назовите предметы в единственном числе, а ребенку предложите образовать множественное число.
Слово, ежонок, дочь, сын, лоб, мяч, крот, ночь и т.д.
2. Назовите предмет, а ребенку предложите говорить об его отсутствии
Например, есть… ложка - нет…. ложки,
есть…. курица - нет…. курицы,
есть… платок - нет… платка
есть…ведра – нет…ведер и т.д.
3. Назовите большой предмет, а ребенок – маленький.
Например: машина - машинка,
Книга - книжечка, нож – ножичек и т.д.
4. Назовите животных, а ребенок должен назвать детенышей.
У коровы - теленок,
У собаки - щенок,
У свиньи – поросенок и т.д.