Участники игры строят город «МАЖОР».
У трех стен комнаты, полукругами, стоят стульчики – «домики» (по три стульчика около стены). На стульчиках сидят дети. В первом «домике» живет тоническое Трезвучие (состоит из большой и малой терции). Во втором «домике» живет тонический Секстаккорд (состоит из большой терции и кварты). И в третьем «домике» живет тонический Квартсекстаккорд (состоит из кварты и большой терции). Воспитатель или музыкальный руководитель – «королева» в этом «городе» и зовут ее Тональность.
Из всей группы игроков выбирается один «гость». Он говорит, что вместе с куклой хочет пойти в гости к Трезвучию, да только не знает, в каком «домике» его найти.
«Королева» дает тонику «до». Дети, которые живут в первом «домике», поют тоническое трезвучие (тональность до-мажор): до-ми-соль (нотами или гласным звуком). «Гость» предлагает Трезвучию поиграть в куклу. Дети передают куклу друг другу и поют при этом свои звуки в разной последовательности: до-мидо-соль; соль-ми-до; ми-соль-ми-соль-до (в зависимости от того, как будут передавать куклу). Потом «гость» прощается с Трезвучием и идет искать «домики», в которых живут Секстаккорд и Квартсекстаккорд.
«Королева» может задать другую тонику. Роль Тоники выполняют остальные дети (шесть человек: ре, ми, фа, соль, ля, си). Например, «королева» дает тонику «ре», и ребенок, который «является» этой нотой, меняется с предыдущей Тоникой; соответственно, остальные восемь человек уходят из «домиков», а на их место приходят другие дети.
«Гость» может предложить пойти одному из Аккордов в город «МИНОР». Строение их уже немного изменится: Трезвучие (малая терция и большая), Секстаккорд (малая терция и кварта), Квартсекстаккорд (кварта и малая терция) с пониженной третьей ступенью – ми-бемоль (до-минор). Таким образом, в игре могут принять участие все дети.
Игру можно продолжить, построив «домики» от четвертой и пятой, основных, ступеней лада (мажорного и минорного).
Второй этап игры: от пятой ступени, доминанты, можно построить септаккорд с его разрешением и дальше доминантовые аккорды с разрешениями, состоящие из четырех звуков.
У трех стен комнаты, полукругами, стоят стульчики – «домики» (по три стульчика около стены). На стульчиках сидят дети. В первом «домике» живет тоническое Трезвучие (состоит из большой и малой терции). Во втором «домике» живет тонический Секстаккорд (состоит из большой терции и кварты). И в третьем «домике» живет тонический Квартсекстаккорд (состоит из кварты и большой терции). Воспитатель или музыкальный руководитель – «королева» в этом «городе» и зовут ее Тональность.
Из всей группы игроков выбирается один «гость». Он говорит, что вместе с куклой хочет пойти в гости к Трезвучию, да только не знает, в каком «домике» его найти.
«Королева» дает тонику «до». Дети, которые живут в первом «домике», поют тоническое трезвучие (тональность до-мажор): до-ми-соль (нотами или гласным звуком). «Гость» предлагает Трезвучию поиграть в куклу. Дети передают куклу друг другу и поют при этом свои звуки в разной последовательности: до-мидо-соль; соль-ми-до; ми-соль-ми-соль-до (в зависимости от того, как будут передавать куклу). Потом «гость» прощается с Трезвучием и идет искать «домики», в которых живут Секстаккорд и Квартсекстаккорд.
«Королева» может задать другую тонику. Роль Тоники выполняют остальные дети (шесть человек: ре, ми, фа, соль, ля, си). Например, «королева» дает тонику «ре», и ребенок, который «является» этой нотой, меняется с предыдущей Тоникой; соответственно, остальные восемь человек уходят из «домиков», а на их место приходят другие дети.
«Гость» может предложить пойти одному из Аккордов в город «МИНОР». Строение их уже немного изменится: Трезвучие (малая терция и большая), Секстаккорд (малая терция и кварта), Квартсекстаккорд (кварта и малая терция) с пониженной третьей ступенью – ми-бемоль (до-минор). Таким образом, в игре могут принять участие все дети.
Игру можно продолжить, построив «домики» от четвертой и пятой, основных, ступеней лада (мажорного и минорного).
Второй этап игры: от пятой ступени, доминанты, можно построить септаккорд с его разрешением и дальше доминантовые аккорды с разрешениями, состоящие из четырех звуков.