На формирование грамматического строя речи родителям необходимо обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Ребенок, имеющий нарушение грамматического строя речи в школе будет неправильно писать.
Все задания для детей должны быть в игровой форме, можно использовать мяч. Например, взрослый называет большой предмет (дом) и бросает мяч ребенку, малыш ловит мяч, говорит (домик) и бросает его обратно взрослому.
Предложите ребенку нарисовать в тетради несколько видов овощей больших и маленьких, а потом назвать их (большая свекла, маленький огурец и т.д.)
Положите грузовую машину перед малышом, спросите что это (грузовая машина), а потом уберите и спросите чего нет? (грузовой машины).
Предложите в комнате найти деревянные (стеклянные и т.д.) предметы и назвать их (деревянная кровать, шерстяное одеяло и т.д.)
Поиграйте в игру «Один-много». Предложите назвать один и много овощей, фруктов.
Спросите малыша:
- какое бывает яблоко (кислое, сладкое, зеленое, спелое и т.д.), какая бывает вишня, груша, мяч, собака, кукла и т.д.
- как называется сок из персиков (персиковый), из апельсинов и т.д.
- как называется варенье из малины (малиновое) и т.д.
Предложите ребенку закончить предложение:
- прилетел скворец, скворцы …(прилетели)
- идет дождь, дожди…. (идут)
- дерево качается, деревья…. (качаются) и т.д.
Предложите малышу назвать ласково:
- кукла (куколка), стол (столик), санки (саночки) и т.д.
Рассмотрите одежду на кукле, спросите по цвету какое платье, какая шапочка, какие брюки и т.д.
Рассмотрите одежду, висящую в квартире на вешалке: мамина коричневая куртка, папино черное пальто, бабушкин синий платок и т.д.
Рассмотрите иллюстрации животных. Спросите: хвост чей (лисий), уши чьи (заячьи ) и т.д.
Предложите назвать детенышей домашних животных (корова-теленок, телята) и т.д.
Накрывая на стол, спросите: сколько чашек (одна чашка – две чашки, одна тарелка – две тарелки и т.д.)
Спросите ребенка, как можно назвать магазин, если в нем продают книги (книжный), овощи (овощной) и т.д.
Поиграйте с ребенком в противоположные действия: машина приехала ( уехала), самолет прилетел (улетел), мышка прибежала (убежала) и т. д.
Предложите малышу выполнить какие-нибудь действия, а потом сказать, что он сделал (принести газету, покормить рыбок в аквариуме, накрыть на стол и т.д.)
Необходимо все время следить за речью ребенка и в случае необходимости тактично исправлять замеченные ошибки.
Все задания для детей должны быть в игровой форме, можно использовать мяч. Например, взрослый называет большой предмет (дом) и бросает мяч ребенку, малыш ловит мяч, говорит (домик) и бросает его обратно взрослому.
Предложите ребенку нарисовать в тетради несколько видов овощей больших и маленьких, а потом назвать их (большая свекла, маленький огурец и т.д.)
Положите грузовую машину перед малышом, спросите что это (грузовая машина), а потом уберите и спросите чего нет? (грузовой машины).
Предложите в комнате найти деревянные (стеклянные и т.д.) предметы и назвать их (деревянная кровать, шерстяное одеяло и т.д.)
Поиграйте в игру «Один-много». Предложите назвать один и много овощей, фруктов.
Спросите малыша:
- какое бывает яблоко (кислое, сладкое, зеленое, спелое и т.д.), какая бывает вишня, груша, мяч, собака, кукла и т.д.
- как называется сок из персиков (персиковый), из апельсинов и т.д.
- как называется варенье из малины (малиновое) и т.д.
Предложите ребенку закончить предложение:
- прилетел скворец, скворцы …(прилетели)
- идет дождь, дожди…. (идут)
- дерево качается, деревья…. (качаются) и т.д.
Предложите малышу назвать ласково:
- кукла (куколка), стол (столик), санки (саночки) и т.д.
Рассмотрите одежду на кукле, спросите по цвету какое платье, какая шапочка, какие брюки и т.д.
Рассмотрите одежду, висящую в квартире на вешалке: мамина коричневая куртка, папино черное пальто, бабушкин синий платок и т.д.
Рассмотрите иллюстрации животных. Спросите: хвост чей (лисий), уши чьи (заячьи ) и т.д.
Предложите назвать детенышей домашних животных (корова-теленок, телята) и т.д.
Накрывая на стол, спросите: сколько чашек (одна чашка – две чашки, одна тарелка – две тарелки и т.д.)
Спросите ребенка, как можно назвать магазин, если в нем продают книги (книжный), овощи (овощной) и т.д.
Поиграйте с ребенком в противоположные действия: машина приехала ( уехала), самолет прилетел (улетел), мышка прибежала (убежала) и т. д.
Предложите малышу выполнить какие-нибудь действия, а потом сказать, что он сделал (принести газету, покормить рыбок в аквариуме, накрыть на стол и т.д.)
Необходимо все время следить за речью ребенка и в случае необходимости тактично исправлять замеченные ошибки.